Формы работы с учащимися

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

 

        От способов организации воспитательного дела зависит результат и взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

          Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития ребенка, подростка, юноши, их интересами, стремлениями. Мы выделяем классный час и как час коррекции поведения ребенка и называем его ситуационным классным часом.

          Классное собрание – это форма организации коллективной жизни. Основное назначение школы – обеспечение интеллектуального, духовно-нравственного и социально-культурного развития ученика на оптимальном для каждого уровне. Эта цель реализуется через основные формы учебно-воспитательного процесса – классное собрание, классный час и через различные дополнительные формы работы с детьми: экскурсии, походы, участие в тех или иных программах (проектах).

          Конкурс – это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей, работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушечников, пародистов и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

          Конференция – широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, уроков-конференций, научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение.

         Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

          Клубы по интересам – объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки.

      Вечера (вечеринка) – вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Организуются чаще для старшеклассников. Могут быть: литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Цель вечеров: объединить участников, приобщить к искусству.

          Дискуссия – организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощерение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

         Праздники – массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или классного характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения.

          Экскурсии – выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть, учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.

          Игра – соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

          Дискотека. Формы организации дискотек самые разнообразные: дансинг – «танцуем без перерыва»; тематические; танцевальные и диско-театры. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала. Для учащихся средних и старших классов чаще организуются танцевальные вечера