Устав

УТВЕРЖДЕН

решением Минского районного

исполнительного комитета

№         от

 

 

 

 

 

 

 

УСТАВ

Государственного учреждения образования

«Папернянская средняя школа »

(Папернянская средняя школа)

 

 

 

 

СТАТУТ

Дзяржаўнай  ўстановы адукацыі

«Папярнянская сярэдняя школа »

(Папярнянская сярэдняя школа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минский район, 2018г.

РАЗДЕЛ 1.

Общие положения

 

1.Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Папернянская средняя школа», зарегистрированного решением Минского районного исполнительного комитета от 16 августа 2011 г. № 5526 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей за № 690345388.

2. Государственное учреждение образования «Папернянская средняя школа» (далее – Учреждение) является государственным учреждением общего среднего образования.

3.  На основании решения Минского райисполкома № 1165 от 28.04.2005 г. на базе Папернянской общеобразовательной средней школы было создано государственное учреждение образования «Папернянская общеобразовательная средняя школа», которое было  переименовано в государственное учреждение образования «Папернянская средняя школа». Государственное учреждение образования «Папернянская средняя школа» является правопреемником всех прав и обязанностей государственного учреждения образования «Папернянская общеобразовательная средняя школа».

4.  Учреждение создано в форме учреждения образования на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета.

5. Учредителем и собственником имущества учреждения является Минский районный исполнительный комитет.Компетенция учредителя определяется актами законодательства.

  1. Органом, уполномоченным собственником управлять на праве оперативного управления имуществом Учреждения, является управление по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета.

7. Учреждение образования является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленную часть государственной собственности, несёт самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

  1. Непосредственное руководство учреждением осуществляет его руководитель (директор).
  2. Учреждение имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, расчётный и иные счета в банках Республики Беларусь.
  3. В своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законами Республики Беларусь, Декретами, Указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также настоящим Уставом.
  4. Изменения и дополнения в Устав учреждения вносятся в порядке, установленном действующим законодательством.
  5. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид учреждения образования – средняя школа.

13.  Место нахождения учреждения: 223043, Республика Беларусь, Минская область, Минский район, д. Паперня, ул. Центральная, 21.

14.  Полное наименование Учреждения:

на белорусском языке - дзяржаўная ўстанова адукацыі«Папярнянская сярэдняя школа»;

на русском языке - государственное учреждение образования «Папернянская средняя школа»;

сокращённое наименование Учреждения:

на белорусском языке - Папярнянская сярэдняя школа;

на русском языке - Папернянская средняя школа.

 

РАЗДЕЛ 2.

Цели, предмет, задачи и деятельности Учреждения

 

15. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

 16.  Предметом деятельности Школы является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной, методической работы.

17. Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение права обучающихся на получение общего среднего образования с учётом их индивидуальных потребностей, склонностей и запросов; формирование образованной, высокоморальной, всесторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях

  1. Для достижения своих целей и поставленных задач Учреждение образования может осуществлять виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005- 2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 года № 85 с последующими изменениями и дополнениями.

19.  Виды деятельности:

 

85310

Общее среднее образование

85590

Прочие виды образования, не включенные в другие группировки 

56290

Прочие услуги по общественному питанию

72210

Аренда и лизинг развлекательного и спортивного оборудования

38110

Сбор неопасных отходов

4677

Оптовая торговля отходами  и ломом

01192

Выращивание цветов

59140

Деятельность по показу кинофильмов

32999

Производство прочих готовых изделий, не включенных в другие группировки

47990

Прочая розничная торговля вне магазинов, палаток,  киосков и рынков

91011

Деятельность библиотек 

63120

Деятельность веб-порталов

72200

Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук

86909

Прочая деятельность по охране здоровья, не включенная в другие группировки 

90010

Деятельность в сфере исполнительских искусств

931

Деятельность в области физической культуры и спорта

920

Деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий

93290

Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений

 

20.  Основными задачами Учреждения являются:

обеспечивать получение учащимися начального, общего базового и

общего среднего образования, первичных знаний и навыков, необходимых в выборе будущей профессии;

выявлять способных и одаренных учащихся, обеспечивать для них

профессиональную ориентацию через факультативные занятия различной направленности;

осуществлять подготовку учащихся к поступлению в учреждения

профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в том числе и через дополнительные образовательные платные услуги и факультативные занятия;

давать каждому учащемуся равные возможности и ресурсы для

развития своих способностей и склонностей, высвобождать их творческую инициативу, актуализировать образование, достигать активности процесса учения;

формировать и развивать личность учащихся, их научное мировоззрение, навыки овладения социальными, культурными, моральными нормами и правилами;

формировать у учащихся гражданственность, патриотизм и

национальное самосознание на основе государственной идеологии;

создавать условия и возможности для нравственно-психологической и социальной адаптации учащихся;

формировать у учащихся культуру отношений и здоровый образ жизни;

утверждать, развивать и приумножать духовные традиции классического образования и искусства, обычаи и неповторимую культуру Учреждения;

приобщать учащихся к мировым культурным ценностям, ценностям белорусского народа, других стран и народов, формировать у них высокие культурно-эстетические потребности, художественный и музыкальный вкус;

подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду;

формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формировать культуру семейных отношений, создавать условия для

социализации и саморазвития личности учащегося

 

РАЗДЕЛ 3.

Организация образовательного процесса в Учреждении

 

  1. Образовательный процесс в Учреждении организуется на основе:

принципов государственной политики в сфере образования;

образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях

экономики и социальной сферы инновационных проектов;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств

обучения и воспитания;

культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

  1. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии c требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования и других нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность учреждений общего среднего образования.
  2. Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана здоровья учащихся;

соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь;

создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и

оказания им психологической помощи;

педагогическая поддержка детских и молодёжных общественных объединений.

  1. При получении общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков обучающиеся, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным.
  2. Обучение в Учреждении осуществляется на белорусском языке.

26. Обязательный для изучения иностранный язык в Учреждении – английский. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования для продолжения изучения учащимися V-XI классов ранее изучаемого иностранного языка, который не изучается в Учреждении, при наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся выделяется не менее 3-х часов в неделю на класс.

27.  Учреждение реализует:

образовательные программы общего среднего образования (образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования);

образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

 программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;

программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

может реализовывать образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, а также программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

  1. Учреждение функционирует в составе I-XI классов, осуществляя обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования (I ступень – I-IV классы, II ступень – V-IX классы, III ступень – X-XI классы).

29.  I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование. Получение общего базового образования даёт право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

30.  I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование. Получение общего среднего образования даёт право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

31.  Срок получения общего базового образования составляет девять лет; общего среднего образования – одиннадцать лет.

32.  Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предше­ствующий) рабочий день.

Для обучающихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для обучающихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12   календарных недель, а для обучающихся IX классов — не менее 10 календарных недель.

33.  Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах или индивидуально.
  2. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании приказа директора Учреждения, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.
  3. Наполняемость классов определяется в соответствии с требованиями законодательства.
  4. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.

38.  Приём лиц в Учреждение для получения общего среднего образования осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

  1. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребёнка допускается приём в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Для приёма детей в I класс законные представители в установленные сроки подают заявление на имя директора Учреждения и представляют следующие документы: копия свидетельства о рождении ребёнка, медицинская справка о состоянии здоровья.

Первоочередное право зачисления обеспечивается для детей, проживающих в микрорайоне, закреплённом за Учреждением, решением Минского районного исполнительного комитета.

  1. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Решение о получении общего среднего образования на дому принимается управлением по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

  1. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы базового образования.

Аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы среднего образования.

Решение о награждении обучающихся похвальным листом за особые успехи в изучении отдельных предметов принимается руководителем учреждения образования.

Учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательных программ общего среднего образования, выдаётся справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

42.  Воспитание учащихся осуществляется в процессе обучения, внеурочной и внешкольной деятельности.

  1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.

44.   Основными составляющими воспитания являются:

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у учащегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

идеологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

нравственное воспитание, направленное на приобщение учащегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у учащегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у учащегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

гендерное воспитание, направленное на формирование у учащегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание учащегося труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у учащегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

  1. Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя.
  2. В Учреждение в целях социальной адаптации учащихся и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка учащимся и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка учащихся и оказание им психологической помощи осуществляются социально-педагогической и психологической службой Учреждения, положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Режим работы Учреждения принимается педагогическим советом и утверждается директором.

Ежедневное количество и продолжительность учебных занятий, перемен определяется расписанием учебных занятий, которое утверждается директором и устанавливается в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения. Расписание учебных занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для организации питания и активного отдыха.

  1. В Учреждении используются дневники единого образца, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4.

Права и обязанности Учреждения

 

49.  Учреждение в соответствии с законодательством имеет право:

 осуществлять образовательную деятельность;

 формировать структуру и штатное расписание учреждения;

 осуществлять приносящую доходы деятельность;

 участвовать в научной, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

 осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

 входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

 осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.

50.  Учреждение несёт ответственность за:

качество образования;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;

иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Учреждение обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами, гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

меры социальной защиты обучающихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающимся;

ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, уставом, а по их требованию -  и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

51. Иные обязанности учреждения образования устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.

 

РАЗДЕЛ 5.

Права и обязанности участников

образовательногопроцесса

 

  1. Участники образовательного процесса — обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
  2. Учащимися являются лица, зачисленные в учреждение образования в установленном порядке для обучения и воспитания

54.  Обучающиеся  имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в   государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

получение платных услуг в сфере образования;

бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, культурно-спортивной базой Учреждения;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Учреждением;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.

Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

55.  Обучающиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

придерживаться одежды делового стиля;

уважать честь и достоинство других участников образова­тельного процесса;

бережно относиться к имуществу Учреждения.

Иные обязанности обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

56.  Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;

нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

оскорбления участников образовательного процесса;

распространения информации, наносящей вред здоровью учащихся;

порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения;

несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории Учреждения, либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

курения (употребления) табачных изделий в здании и на территории Учреждения;

иных противоправных действий (бездействия).

  1. За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

58.  К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет.

59.  К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагогического воздействия:

индивидуальная беседа с учащимся о допущенных проступках;

беседа с законными представителями о допущенных учащимся  проступках;

рассмотрение проступка на совете по профилактике правонарушений и безнадзорности;

рассмотрение проступка на комиссии по делам несовершеннолетних и иные меры педагогического воздействия, не противоречащие законодательству.

60.  За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание, выговор, отчисление.

61.  Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащегося, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

62. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:

учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования;

учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

63.  Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Учреждения. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

64. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся.

65. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к учащимся не допускается.

  1. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-

методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

          67. Педагогические работники имеют право на:

 защиту профессиональной чести и достоинства;

 обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

 творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения;

участие в управлении Учреждением;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагоги­ческой деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

68.  Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

в совершенстве владеть государственными языками Республики Беларусь и осуществлять обучение и воспитание на данных языках;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом и иными локальными нормативными документами, выполнять условия трудового договора (контракта), приказы (распоряжения) администрации, решения, принятые органами самоуправления Учреждения, не противоречащие законодательству;

добросовестно трудиться, соблюдать трудовую дисциплину;

стремиться к достижению цели и выполнению задач Учреждения;

качественно и в полном объёме выполнять учебный план, требования образовательных стандартов и учебных программ, обеспечивать должный уровень образования учащихся, развивать их познавательные интересы и способности;

формировать научное мировоззрение, гуманистические, высоконравственные, гражданские идеалы учащихся;

социализировать учащихся, помогать их самоутверждению, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ, формировать у них навыки ориентации в современных процессах и социально-экономических условиях;

сотрудничать с участниками педагогического процесса и иными работниками Учреждения;

вести педагогическую работу с законными представителями несовершеннолетних учащихся, пропагандировать педагогические знания и убеждения;

проявлять профессиональный интерес к предметам увлечений своих учащихся;

предупреждать антиобщественные проявления учащихся;

соблюдать деловой стиль одежды во время образовательного процесса;

выполнять правила и нормы охраны труда, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса, нести за это ответственность;

соблюдать установленный порядок оформления и хранения документов, хранения учебных пособий и материальных ценностей, бережно относиться к имуществу Учреждения, принимать меры по предотвращению ущерба;

поддерживать своё рабочее место, оборудование и т.п. в исправном состоянии, порядке и чистоте;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию, принимать участие в организационно-педагогических и учебно - методических мероприятиях;

совершенствовать свой интеллектуальный и культурный уровень, участвовать в жизнедеятельности Учреждения, уважать, поддерживать и развивать культурные традиции учреждения образования;

уважать и защищать честь и достоинство Учреждения, своих коллег,

иных работников учреждения образования, учащихся и их законных представителей;

поддерживать педагогически обусловленный интеллектуально-творческий стиль профессиональных отношений;

выполнять иные обязанности, вытекающие из требований законодательства, нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов Учреждения, трудового договора (контракта)

  1. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству. Запрещается необоснованно освобождать учащихся от занятий.
  2. Условием работы в Учреждении для педагогов является педагогический профессионализм, культурный должный уровень личности, признание его цели и задач.
  3. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
  4. Законные представители несовершеннолетних учащихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних учащихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий. 

73.  Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении Учреждением;

защиту прав и законных интересов обучающихся;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

          74.Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития ребенка;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;

сотрудничать с Учреждением по вопросам образования ребенка;

нести ответственность за воспитание своего ребенка перед Учреждением;

прививать детям потребность в трудовом, физическом, эстетическом развитии и нравственном совершенствовании; воспитывать в детях гуманистические идеалы, доброту, ум и волевые качества, развивать высокие культурно-эстетические потребности и художественный вкус;

постоянно заботиться о физическом и психическом здоровье детей, прививать им санитарно-гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни;

уважительно относиться к Учреждению, другим участникам образовательного процесса, заботиться о поддержании их авторитета;

нести материальную ответственность за причинение ущерба, нанесенного Учреждению их детьми;

контролировать текущую и итоговую успеваемость ребенка, выполнение им домашних заданий;

обеспечивать ребенка полноценным питанием, одеждой и обувью, необходимыми учебными принадлежностями, условиями для самоподготовки;

выделять средства для горячего питания и культурно-эстетического развития ребенка, заботиться о его здоровье;

показывать детям положительный пример своего отношения к работе, поведения в быту, взаимоотношения супругов, заботиться о примерном нравственно-психологическом климате в своей семье;

уважать, поддерживать и развивать культурные традиции Учреждения.

75.  Законные представители несовершеннолетних учащихся несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

76.  Не допускается вмешательство законных представителей несовершеннолетних учащихся в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству Республики Беларусь. Воспитание учащихся обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.

  1. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются настоящим Уставом, иными актами законодательства и локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
  2. К иным работникам Учреждения относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные и иные вспомогательные функции.
  3. Права и обязанности иных работников Учреждения устанавливаются законодательством и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования, их трудовыми договорами.
  4. Работники Учреждения, учащиеся и их законные представители несут ответственность за повреждение помещений и строений, учебного оборудования, инвентаря, иного имущества Учреждения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

РАЗДЕЛ 6.

Порядок управления деятельностью Учреждением, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления

 

81.Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде Учреждения, иными актами законодательства, уставом Учреждения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

  1. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет его руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами.

Руководитель Учреждения в деятельности по управлению этим Учреждением взаимодействует с органами самоуправления Учреждения.

83.Высшим органом самоуправления учреждения является совет.

К компетенции совета относятся:

1) определение перспективных направлений развития учреждения образования, рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;

2) внесение предложений о совершенствовании структуры учреждения образования, создании, ликвидации структурных подразделений учреждения образования (в том числе обособленных структурных подразделений), определение основных направлений их деятельности;

3) рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы учреждения образования, распределения закрепленного за учреждением образования имущества между его структурными подразделениями;

4) содействие в организации и проведении образовательных мероприятий;

5) заслушивание и утверждение отчетов директора учреждения, его заместителей по основным направлениям деятельности;

6) обсуждение тематики и результатов экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования;

7) принятие решений по вопросам организации образовательного процесса, обсуждение проектов учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением;

8) рассмотрение иных вопросов, отнесенных к компетенции совета актами законодательства Республики Беларусь и уставом учреждения образования.

Состав совета формируется из представителей обучающихся, их законных представителей, руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения образования.

В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций.

Общая численность членов совета определяется настоящим уставом и составляет 9 человек. Количественный состав совета формируется в следующей пропорции:

25 процента – представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;

75 процентов  – представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений, иных организаций.

Представители обучающихся, их законных представителей избираются открытым голосованием в классах.

Представители педагогических и иных работников избираются открытым голосованием в структурных подразделениях.

Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.

Срок полномочий совета определяется настоящим  уставом и составляет 3 года.

Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является директор учреждения. В период его отсутствия обязанности председателя выполняет лицо, исполняющее обязанности директора учреждения.

 Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на учебный год и утверждается председателем после рассмотрения на заседании совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед учреждением образования.

 Совет осуществляет свою работу в форме заседаний.

 Заседания совета считаются полномочными, если на них присутствует не менее двух третей членов совета.

 На заседаниях совета ведется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результаты голосования и принятое решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем совета.

 Решения совета по вопросам образовательной, научной деятельности, обновления и развития материально-технической базы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

По иным вопросам вид голосования (тайное, открытое) и порядок его проведения определяются советом.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.

         Решения совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные директором учреждения, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения образования, обучающихся и их законных представителей.

        84.  В учреждении образования создаётся педагогический совет из числа педагогических работников.

 К компетенции педсовета относятся:

определение основных направлений образовательной деятельности учреждения;

разработка предложений по организации образовательного процесса;

создание условий, направленных на охрану здоровья обучающихся, при реализации образовательных программ общего среднего образования;

участие в рассмотрении вопросов аттестации и перевода обучающихся, прекращения образовательных отношений (отчисления) по инициативе учреждения;

определение методов совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы;

решение  организационно-педагогических вопросов;

иные вопросы образовательной деятельности учреждения.

Состав педсовета утверждается директором учреждения сроком на один учебный год.

 Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педсовета, которым является директор учреждения, а в случае его отсутствия – заместитель директора по учебной работе либо иное уполномоченное директором учреждения лицо. Педсовет выбирает из своего состава секретаря педсовета сроком на один год.

 На заседания педсовета могут приглашаться представители государственных и общественных организаций, педагогические работники других учреждений образования, иные заинтересованные лица.

  1. Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.

 Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

 Попечительский совет организует свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, другими актами законодательства,  настоящим уставом.

 Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах учреждения образования.

 Попечительский совет взаимодействует с директором  учреждения и другими органами самоуправления учреждения по вопросам функционирования и развития учреждения образования. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления.

 Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

 Задачами деятельности попечительского совета являются:

1) содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;

2) разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;

3) содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;

4) определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на:

        укрепление материально-технической базы;

совершенствование организации питания обучающихся;

проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

иные цели, не запрещенные законодательством;

5) содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;

6)  целевое использование средств попечительского совета.

Попечительский совет действует на основе принципов:

добровольности членства;

равноправия членов попечительского совета;

коллегиальности руководства;

        гласности принимаемых решений.

        В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 2 года.

Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

 Председатель попечительского совета в соответствии со своей компетенцией:

1)  руководит деятельностью попечительского совета;

2) председательствует на общих собраниях попечительского совета;

3) обеспечивает выполнение решений общего собрания попечительского совета;

4) представляет попечительский совет во всех взаимоотношениях с государственными, общественными и другими организациями и физическими лицами по всем вопросам, относящимся к компетенции попечительского совета;

5) решает иные вопросы, не относящиеся к компетенции общего собрания.

  1. Органы самоуправления Учреждения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, уставом Учреждения.

 

РАЗДЕЛ 7.

Порядок  контроля над деятельностью Учреждения

 

          87. Контроль за обеспечением качества образования -  деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства;

          88. Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, его порядок и периодичность устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

 

 

РАЗДЕЛ 8.

Порядок формирования структуры

и штатного расписания Учреждения

 

          89.  Учреждение формирует свою структуру в соответствии с законодательством и уставом.

          90. Штатное расписание Учреждения разрабатывается и утверждается управлением по  образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования, в пределах средств, выделенных на оплату труда.

          91.Прием на работу, перевод и увольнение с работы педагогических работников, рабочих, служащих, обслуживающего персонала Учреждения осуществляется  директором. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование или специальное образование при условии прохождения ими интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки, с представлением соответствующих подтверждающих документов. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.

         92.Заместители директора назначаются и освобождаются от должности по согласованию с  управлением по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета.

          93. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым занятие данной деятельностью запрещено решением суда или по медицинским показателям,  а также лица,  которые  были  осуждены за определенные преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений определяется законодательством Республики Беларусь.

          94.Оплата труда работников Учреждения и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с действующим законодательством в рамках единого фонда заработной платы и распределяется в соответствии с трудовыми вкладами каждого работника.

          95. Служебные оклады и тарифные ставки должны рассматриваться как гарантированный минимум заработной платы для соответствующих квалификационных групп педагогических и иных работников.

 

 

 

РАЗДЕЛ 9.

Источники и порядок формирования имущества Учреждения

 

  1. Материально-техническая база Учреждения формируется учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
  2. Материально-техническую базу Учреждения составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

98.  В Учреждении должны быть:

помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

помещения для занятий физической культурой и спортом;

иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

  1. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения.

100. Учредитель обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы Учреждения.

  1. Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется в соответствии с программой развития системы образования, программой общего среднего, специального и с учетом потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.

102.  Учреждение не в праве без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.

103.  Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного учащегося для данного типа и вида Учреждения. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета. Дополнительными источниками финансирования учреждения образования являются:            - доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ иоказания услуг;

- добровольные пожертвования юридических и физических лиц;

- иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

104.  Учреждение может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.

Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается начальником управления по образованию, спорту и туризму Минского райисполкома.

  1. Учреждение имеет право:

выращивать сельскохозяйственную продукцию и осуществлять ее продажу;

заключать договоры с организациями, учреждениями, предприятиями на выполнение определенных видов работ учащимися, если они не противоречат санитарно-гигиеническим нормам, Положению об участии несовершеннолетних в сельскохозяйственных работах, законодательству Республики Беларусь.

  1. Денежные средства,  полученные  в  результате  осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения  осуществляется  за  счет  бюджетных  средств,также  средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукций и услуг населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

 

 

РАЗДЕЛ 10.

Международное сотрудничество

 

          108.Учреждение осуществляет международное сотрудничество в соответствии с актами законодательства на основе международных соглашений и договоров в области образования.

          109. Учреждение вправе по согласованию с Учредителем:

          участвовать в международной деятельности по линии Министерства образования Республики Беларусь, других министерств, устанавливать прямые связи с органами образования и общеобразовательными учреждениями, фондами зарубежных стран;

          участвовать в международном сотрудничестве по проблемам образования, повышения квалификации педагогического мастерства, практической подготовки педагогических кадров;

          заключать соглашения с зарубежными общеобразовательными учреждениями по обмену учащимися и педагогами, проведению совместных мероприятий, стажировки и практики педагогов;

           направлять учащихся для участия в международных олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, используя для этого средства из внебюджетных источников.

 

РАЗДЕЛ 11.

Компетенция учредителя

 

110.  Местный исполнительный и распорядительный орган в сфере образования:

разрабатывает и вносит на утверждение в местный Совет депутатов программы развития дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи;

осуществляет управление в сфере образования;

разрабатывает прогнозы потребностей в кадрах;

организует повышение квалификации переподготовку специалистов, рабочих, служащих;

доводит до Министерства образования Республики Беларусь, учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;

обеспечивает предоставление первого рабочего места;

устанавливает броню для предоставления первого рабочего места;

         111.Осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

 

РАЗДЕЛ 12.

Порядок реорганизации и ликвидации учреждения образования

 

  1. Реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляются в порядке, установленном статьей 21 Кодекса Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
  2. Решение о ликвидации Учреждения принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации.
  3. В случае прекращения деятельности Учреждения и аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования Учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

115.  Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

  1. Изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав Учреждения образования, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц.