Общие положения по проведению патроната
Работа учреждений образования по организации и проведению патроната на протяжении двух лет предполагает решение следующих основных задач:
- социально-педагогическая поддержка выпускников;
- своевременное оказание необходимой квалифицированной помощи выпускникам в социально-профессиональной адаптации;
- организация взаимодействия с государственными учреждениями, организациями и общественными объединениями для оказания помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях.
В состав группы специалистов, осуществляющих патронат, включается не менее пяти человек, в числе которых:
- руководитель учреждения образования или его заместители;
- педагог социальный,
- педагог-психолог,
- учитель-дефектолог,
- иные педагогические работник.
Руководитель учреждения образования (заместители):
- решает организационные вопросы (готовит приказ по организации патроната, определяет субъекты патроната и их функции);
- координирует деятельность группы патронатного сопровождения;
- создает условия, необходимые для успешной работы по патронату;
- осуществляет общий контроль.
Педагог социальный:
- изучает взаимоотношения в семье, социальное окружение выпускников, как по месту жительства, так и при предполагаемом трудоустройстве;
- обеспечивает преемственность форм и методов обучения и коррекционно-педагогической работы по налаживанию взаимодействия между учреждениями образования на уровнях общего среднего и профессионально-технического образования, центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Педагог-психолог:
- изучает способности, возможности выпускников, их склонности к профессиональной деятельности;
- проводит профессиональную диагностику, по результатам которой совместно с представителями учреждений здравоохранения осуществляется консультирование выпускников и родителей по вопросам выбора профессии;
- изучает личностные особенности, взаимоотношения в классном коллективе;
- выявляет индивидуальные факторы, способствующие успешной социализации, либо затрудняющие этот процесс;
- проводит занятия по формированию саморегуляциии и управлению эмоциями, адаптации в новом коллективе;
- участвует в реализации индивидуальных программ патронатного сопровождения.
Педагоги:
- проводят внеклассные мероприятия, формирующие устойчивую мотивацию и интерес к труду, знакомящие с профессиями;
- участвуют в проведении дней открытых дверей, выставок, организованных учреждениями профессионально-технического образования;
- включают выпускников в общественно-полезный труд, кружковую работу, организуют экскурсии на предприятия, в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования;
- участвуют в сборе материалов о жизнеустройстве выпускников.
Учитель-дефектолог:
- консультирует педагогический коллектив, законных представителей по вопросам обучения и воспитания, особенностей психофизического и личностного развития выпускников;
- организует в случае необходимости взаимодействие учреждения образования с ЦКРОиР.
Конкретный поименный состав группы патронатного сопровождения определяется приказом по учреждению.
Документация по организации патроната
Деятельность группы патронатного сопровождения отражается в следующей документации:
- приказ об организации патронатного сопровождения;
- паспорт патронатного сопровождения (Приложение 1);
- план мероприятий патронатного сопровождения (Приложение 2).
- аналитический отчет о проделанной работе.
Приказ об организации патронатного сопровождения готовится на начало учебного года. В приказе определяется состав группы педагогических работников, на которых возлагаются функции по осуществлению патроната, назначается ответственный за ведение документации по патронату.
Паспорт патронатного сопровождения оформляется на каждого выпускника и хранится в учреждении образования в течение пяти лет после завершения патроната. Информация о выпускнике заносится в паспорт патронатного сопровождения не реже одного раза в полугодие. На каждом из этапов отражается конкретная проделанная работа с выпускником, с семьёй, с педагогическим коллективом учреждения или трудовым коллективом. При заполнении паспорта необходимо давать объективную полную информацию по всем графам паспорта.
К паспорту патронатного сопровождения прилагаются письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускнике.
План мероприятий патронатного сопровождения (далее – план) включает мероприятия от периода обучения в выпускном классе до окончания патроната и может состоять из трех разделов: работа с выпускниками, сотрудничество с законными представителями, взаимодействие с государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями в этом направлении.
Аналитический отчет – это анализ работы учреждения образования по патронату, включающий диаграммы, графики и таблицы, сопровождающиеся развернутыми аналитическими справками с указанием трудностей, возникающих при организации патроната, эффективности различных форм работы и выводами о его успешности или неуспешности. Аналитический отчет включает рекомендации по совершенствованию деятельности группы патронатного сопровождения.
Приложение 1
ПАСПОРТ патроната выпускника
_____________________________________________________
(наименование учреждения образования)
- Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) выпускника _________________________________________
- Дата и год рождения ________________________________
- Год окончания учреждения образования ________________
- Адрес местожительства выпускника ____________________
__________________________________________________________________________________________________________
- Социальный статус выпускника _______________________
__________________________________________________________________________________________________________
- Характеристика семьи выпускника (данные о родителях, особенности семейного воспитания и др.) _________________
_____________________________________________________
- Жилищные условия выпускника _______________________
_____________________________________________________
- Данные о жизнеустройстве выпускника:
обучается (название учреждения образования, дата поступления, специальность, проживает в общежитии, семье и др.) _______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
трудоустроен (наименование организации, должность, дата принятия на работу и др.) ______________________________
_____________________________________________________
не работает и не учится (указать причину) _________________
_____________________________________________________другое_______________________________________________
_____________________________________________________
- Оказанная помощь выпускнику (какая, когда, кем)_________________________________________________
_____________________________________________________
- Анализ социализации выпускника (за 6 месяцев после окончания учреждения образования):
особенности _________________________________________
_____________________________________________________
испытываемые трудности_______________________________
_____________________________________________________
оказанная помощь (какая, когда, кем) _____________________
_____________________________________________________
прогнозируемая помощь ________________________________
_____________________________________________________
- Анализ социализации выпускника (за 1 год после окончания учреждения образования):
особенности __________________________________________
_____________________________________________________
испытываемые трудности _______________________________
_____________________________________________________
оказанная помощь (какая, когда, кем)_____________________
_____________________________________________________
прогнозируемая помощь ________________________________
_____________________________________________________
- Анализ социализации выпускника (за 1,5 года после окончания учреждения образования):
трудности в социализации _____________________________
_____________________________________________________
оказанная помощь (какая, когда, кем) ____________________
_____________________________________________________
прогнозируемая помощь_______________________________
_____________________________________________________
- Результаты патроната:
анализ социализации выпускника (за 2 года после окончания учреждения образования): ______________________________
_____________________________________________________
- Выводы ____________________________________________________
_____________________________________________________
- Дополнительная информация о выпускнике _____________________________________________________
_____________________________________________________
- Рекомендации __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор (учреждение образования) ______________
(инициалы фамилия)
«__» _______ 20
План мероприятий
патронатного сопровождения выпускника
(учреждение образования)
(фамилия, имя, отчество выпускника)
на 20__/20__, 20__/20__ годы
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
|||
1. Организационная и информационная работа |
|||||||
1.1 |
Сбор данных о выпускниках, анализ полученных данных |
|
|
|
|||
1.2 |
Организация диагностических процедур, позволяющих уточнить планы выпускников на будущее и пути их реализации |
|
Педагог-психолог |
|
|||
2. Работа с выпускником и законными представителями |
|||||||
2.1 |
Ознакомление выпускника и его родителей с возможностями продолжения образования и трудоустройства, с правилами приёма в учебные заведения |
|
|
||||
2.1.1 |
(Мероприятия для выпускника) |
|
Классный руководитель |
|
|||
2.1.2 |
(Мероприятия для выпускника) |
|
Классный руководитель |
|
|||
2.2 |
Помощь выпускнику в оформлении документов при поступлении в учебное заведение или трудоустройстве |
|
|
||||
2.2.1 |
(Практикумы, например: «Оформление деловых бумаг»; «Правила написания заявления»; «Как написать автобиографию» и т.д. ) |
|
Учитель-дефектолог |
|
|||
2.3 |
Систематическое отслеживание учебных и трудовых достижений выпускника. Оформление паспорта сопровождения |
|
|
||||
2.4 |
Своевременное оказание социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки выпускника |
|
|
||||
2.4.1 |
(Мероприятия) |
|
Педагог социальный |
|
|||
2.4.2 |
(Мероприятия) |
|
Педагог-психолог |
|
|||
2.5 |
Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, правонарушений выпускников |
|
|
||||
2.5.1 |
(Мероприятия для родителей) |
|
Педагог социальный |
|
|||
2.5.2 |
(Мероприятия для выпускника) |
|
Педагог-психолог |
|
|||
3. Взаимодействие с государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями |
|||||||
3.1 |
Посещение места жительства, учебных заведений или предприятий и организаций, в которых обучаются или трудоустроены выпускники, с целью изучения их жизнеустройства |
1 раз в 6 месяцев на протяжении патронатного сопровождения |
|
|
|||
3.2
|
Деловая переписка с администрацией учреждений образования или нанимателями |
1 раз в 6 месяцев на протяжении патронатного сопровождения |
|
|
|||
3.3 |
Оформление запросов в соответствующие учреждения, организации для уточнения данных жизнеустройства, с целью получения характеристики |
1 раз в 6 месяцев на протяжении патронатного сопровождения |
|
|
|||
3.5 |
Изучение трудностей и проблем выпускника в жизнеустройстве |
1 раз в 6 месяцев на протяжении патронатного сопровождения |
|
|
|||
4. Работа с документацией |
|||||||
4.1 |
Подготовка приказа о патронате выпускника |
|
|
|
|||
4.2 |
Оформление паспорта патронатного сопровождения установленного образца |
|
|
|
|||
4.3 |
Оформление и отправление запросов по месту учебы выпускника с целью получения характеристики |
|
|
|
|||
4.4 |
Занесение информации о выпускнике в паспорт патронатного сопровождения |
|
|
|
|||
4.5 |
Составление отчета о жизнеустройстве |
|
|
|
|||
Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования
№ п/п |
Название учебного заведения |
Категория поступающих (характер нарушения) |
Уровень образования поступающих |
Наименование учебной специальности, единичной квалификации |
1. |
УО «Борисовский государственный строительный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник» |
2. |
УО «Вилейский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;
«технология швейного производства: швея» |
3. |
ГУО «Воложинский сельскохозяйственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«технология швейного производства: швея»;
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
4. |
УО «Копыльский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение. |
«технология швейного производства: швея»; «отделочные строительные работы: маляр, штукатур"; «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования» |
5. |
УО «Смолевичский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»
|
6. |
УО «Любанский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур";
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»
|
7. |
ГУО "Червенский строительный колледж"
|
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение
|
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;
«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования» |
8. |
УО «Слуцкий государственный индустриальный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью
|
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур"
|
9. |
УО «Молодечненский государственный колледж» |
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»
|
10. |
УО «Узденский государственный колледж»
|
лица с интеллектуальной недостаточностью |
программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение |
«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»; «технология швейного производства: швея»
|