Смысл английского слова "punk" - "рвань", "дрянь", "шпана". В лохмотьях, с ирокезами и глубочайшим презрением ко всему миру - такими нам представляются панки. А кто же тогда эти новые ребята, которые хорошо учатся в школе, прилично одеты, подстрижены, смотрят MTV и слушают панк?
Место рождения - гараж
Панк-рок как стиль начал формироваться в середине 60-х прошлого века. На волне популярности рок-н-ролла, особенно Beatles, в Америке появились группы местного значения, которые играли простую, может, не очень качественную, но "свою музыку". Этот период вошел в историю как "гаражный рок". Именно во второй половине 60-х начали играть МС5, Velvet Under - ground, The Stooges. Эта тройка, в отличие от хиппи, жестко ставила вопросы наркомании, половых извращений и безвыходности молодежи.
Игги Поп первым начал прыгать со сцены в зал, раздеваться и раздирать кожу в кровь. Но официальной датой рождения панк-рока стало 6 ноября 1975 года, когда в Лондоне состоялось первое выступление Sex Pistols. Концерт длился всего 10 минут - шокированные сотрудники больше не выдержали и вырубили электричество. Но лавину было уже не остановить.
Первые антиглобалисты
Десятилетие иллюзий 60-х сменилось холодным душем 70-х. Панки протестовали против всего. В кожаных куртках и разорванных джинсах, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившимися разноцветными хайерами, с лицами, размалеванными краской, с цепочками от унитаза на плечах, толпы подростков оккупировали улицы, подворотни, пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению полицейским, задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Черный цвет анархии - их цвет. Если хиппи были "за"- за мир, за свободу, за любовь, то панки были тотально против. Против всего.
Основные направления панк-стиля: от рока до попа |
|
В панк-движении несколько основных направлений. Собственно панк-рок - динамичная, жесткая гитарная музыка. Корифеи этого жанра - Exploited и Sex Pistols. |
|
Зато потом непременно получит удовольствие! Для пробы можно послушать Circle Jerks и Black Flag. |
|
Национальные особенности российского панка
Легенда гласит, что когда Андрей Панов (он же Свин) в 1978 году услышал Sex Pistols, то тут же решил создать свою панк-группу. Ее название вполне соответствовало стандартам западных коллег: "Автоматические удовлетворители"(АУ). Выступления группы были скандальны, музыка плоха, а тексты злы, однако вокруг нее собиралось много людей, причем в начале 80-х в эту тусовку входил и Виктор Цой. АУ закончили свое существование в 1998 году после смерти лидера.
В 80-х появились "АукцЫон", "Сектор Газа" и кумир наших панков "Гражданская Оборона" во главе с Егором (Игорем) Летовым, и это не говоря уже о множестве команд, оставшихся известными лишь ограниченному кругу. ГрОб ("Гражданская Оборона"), как и ряд других групп из Сибири, относят к так называемому "сибирскому панку", самому русскому - поэтичному и мрачному. Именно они и сформировали образ российского панка, не столь эпатажный, как у западных коллег, но более искренний.
С приходом в страну шоу-бизнеса панк-движение раскололись. Ныне в лидеры выходят уже упомянутые "Король и Шут", "Тараканы" и "НАИВ". Наш панк - это человек, не верящий в политику и политиков, в светлое будущее, старающийся быть непохожим на окружающих и живущий сегодняшним днем.
Знающие люди говорят, что облик панка, ну хотя бы ирокез на голове, дает несравненное ощущение свободы. Можно, к примеру, в метро в час пик сесть на пол вагона, и толпа не обратит на это внимания. А теперь представьте себе, что подумают люди, если сесть на пол в костюме и галстуке!
Панки вызывают у общества в основном только негативные эмоции, и это понятно, ведь они выступают против этого общества. Но возможно они в чем - то правы...
Панк
Панк, па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) — молодёжная субкультура, возникшая в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюсированной им группой Velvet Underground. Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока, течения, которое тесно связано с панк-роком.
Американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первыми британскими панк-группами признаны Sex Pistols, The Damned и The Clash.
|
Этимология
Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство.[1] Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение.[2] На уличном жаргоне так называли проституток.[3] Именно в этом значении слово punk встречается в пьесе Уильяма Шекспира «Мера за меру».[1] В начале XX века, в Америке, слово punk на сленге употребляют по отношению к заключённым — «шестеркам» или просто молодым людям вовлечённым в преступную деятельность.[4] Позже, в основном лексиконе слово стало употребляется в значениях «грязь», «гнилье», «отбросы».
В жаргоне американских хобо слово «punk» означает просто молодого человека, подростка.
Первое упоминание слова punk в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, изобретатель термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е.
В 1976 году появился фэнзин «Punk magazine», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящён панк-року и родственным жанрам, уже чётко объединяя их как направление.
Истоки и влияния
Панк берёт своё начало в 60-х годах, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл.
Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических вещах того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks. К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене «нырянием» в толпу зрителей.
Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит.[5]
Российский панк, по мнению музыкального обозревателя газеты «КоммерсантЪ» Бориса Барабанова, вырос на песнях Петра Мамонова[6].
Идеология
Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY) и принцип «прямого действия» (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм, анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, антисексизм, антинационализм[7], антигомофобию[8], энвайронментализм, вегетарианство, веганство, и борьбу за права животных. Некоторые индивидуумы, имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов[9], неонацизма (см. наци-панк), либо аполитичны (см. хоррор-панк).
Литература
Панк-культура породила значительное количество поэзии и прозы.
Среди известных панк-поэтов следует отметить Патти Смит, Ричарда Хелла, Джона К. Кларка, объединение The Medway Poets, а также Джима Кэррола, чьи автобиографические работы считаются первыми из образцов панк-прозы.
Издавалось довольно большое количество фэнзинов (т. н. punk-zines), среди которых стоит упомянуть Maximum Rock-n-Roll, Punk Planet, CometBus, Flipside, Search and Destroy. Первым из такого рода изданий стал собственно журнал Punk, основанный в 1975 г. Легсом МакНилом, Джоном Хольстромом и Гедом Данном.
О панке написано множество художественных и документальных книг. Также с понятием «панк» тесно связаны такие литературные жанры, как киберпанк и стимпанк.
Внешний вид панков
|
|
|
Причёска панка — ирокез (mohawk)
Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем.
- Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят заправленные в тяжелые ботинки джинсы или подвёрнутые под короткие тяжелые ботинки (банки), некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начали группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).
- Куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.
- В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.
- Также носят рваные протёртые джинсы. Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам.
- Часто носят сумки-торбы. Обычно панки поддерживают их в чистоте.
Упоминания в искусстве
Книги
- Прошу, убей меня!
- Hard Core Logo
- Фред и Джуди Верморел «Sex Pistols: Подлинная история»
- Крейг О’Хара «Философия панка: больше, чем шум»
- Илья Стогов «Грешники»
- Илья Стогов «Анархия в РФ»
- Дмитрий Спирин «Тупой панк-рок для интеллектуалов»
- Джон Кинг «Человеческий панк»
- Генри Роллинз «Железо»
- Ольга Аксютина — «DIY панк/хардкор сцена в России»
- Ричард Хэлл — Погнали
- Джо Мено — Сделай погромче
- Олег Бочаров — Панк энциклопедия
Аниме и манга
- В аниме Battle Angel действие происходит в городе, заселённом панками и киборгами.
- В аниме и манге Nana рассказывается о панк-рок группе Blast. Также встречается упоминание о Sex Pistols, а прообразом одного из главных героев является Сид Вишес.
- В аниме и манге Paradise Kiss один из главных героев является ярым представителем панк субкультуры и вокалистом панк группы.
- В аниме Akira много представителей данной субкультуры.
Родственные субкультуры
- Скинхеды — молодёжная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка. Музыка традиционных скинхедов — Oi!, Ska, Rocksteady, Skinhead Reggae.
- Моды — предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов — Ска, Соул.
- Rude boys — ямайская молодёжь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз — Ска и Рокстеди.
- Straight edge'ры — это движение, порождённое ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.
Субкультуры в рамках панк
Субкультуры панка состоят из различных подгрупп, которые отличаются друг от друга различными подходами, музыкой и стилями одежды. Некоторые из этих групп являются антагонистическими по отношению друг к другу, и есть широкое несогласие с более крупными субкультурами.
Субкультура |
Истоки |
Музыка |
Главные группы |
Идеология и Лирика |
Мода |
|
1970-е и 1980-е Великобритания |
Весь диапазон музыкальных стилях панк |
Sex Pistols, MDC, Crass, Conflict, Flux of Pink Indians, Subhumans |
Анархизм и другие политические и социальные темы |
Анархистская символика, еще вся черная одежда |
|
|
1970-е, Ирландия и Великобритания |
Dropkick Murphys, Flogging Molly, The Real McKenzies, The Pogues |
Шотландские, ирландские или валлийские темы, различные духовные или социальные вопросы, рабочий класс |
Влияние панк- и скинхед-культуры, влияние кельтского культурного наследия |
|
||
Ранние 1980-е, американский хардкор |
Хардкор-панк и ряд других стилей панка |
Духовные, политические и социальные темы. Иногда поддержка христианского анархизма |
Смешение черт краст-панка, DIY, анархизма, хардкор-панка |
|
||
Конец 1980-х и ранние 1990-е, анархо-панк |
Схожесть с грайндкором, элементы d-beat, анархо-панка, хэви-метала, хардкора |
Символика анархизма, DIY одежда |
|
|||
Конец 1970-х, глэм-рок, панк-рок, пост-панк |
Siouxsie & The Banshees, Bauhaus, Christian Death, 45 Grave, Kommunity FK, Cinema Strange |
Черная одежда, разорванные сетчатые майки, мейк-ап, «темные ирокезы», обувь Dr. Martens |
|
|||
Конец 1970-х, Великобритания |
Фолк-музыка и панк-рок |
The Pogues, Attila the Stockbroker, Billy Bragg, Defiance, Ohio, The Levellers |
Множество тем, включая левые политические взгляды |
Различные стили, DIY -мода |
|
|
Поздние 1980-е, вашингтонский хардкор |
Emotional hardcore |
Rites of Spring, Embrace, Native Nod, Moss Icon, Indian Summer |
Личные эмоциональные переживания, социальные темы |
Эмо мода, стиль хардкор — панка |
|
|
В начале 1970-х, северо-восток Соединенных Штатов |
Aestheticism, dandyism, нарциссизм, recreational drug use |
Модная одежда, косметика, фетиши |
|
|||
Детройт, поздние 1980-е; начало 1990-х, Япония |
Убыстренный гаражный рок, элементы серф-рока, пауэр-попа, хардкора, психоделического рока |
Guitar Wolf, New Bomb Turks, The (International) Noise Conspiracy |
Рабочий класс, «Back To Basics», независимые лейблы, левая идеология, Angst, подростковый возраст |
Смешение рок, панк и гранж стилей |
|
|
Ранние 1980-е к настоящему времени Северная Америка и Великобритания |
Быстрые и тяжелые версии панк-рока |
Black Flag, Circle Jerks, Dead Kennedys, D.O.A., Agnostic Front, 7 Seconds, Bad Brains, Minor Threat |
Различные темы, иногда политические |
Одежда «рабочего класса», спортивная одежда (Adidas и тому подобное), короткая стрижка (иногда дреды) |
|
|
Поздние 1970-е, Нью-Джерси |
Панк или хардкор, с элементами рокабилли, лирика — а-ля фильмы ужасов |
Фильмы ужасов и научная фантастика |
Черная одежда, трупные пятна, devilock, скелеты. |
|
||
Стандарт (гитары+ударные), разовый припев, упрощенные мелодии |
Cock Sparrer, Cockney Rejects, Angelic Upstarts, The 4-Skins, The Blood, Sham 69, Los Fastidios. |
Стиль британских панков и схинхедов 80-х годов, Dr. Martens, flat caps, джинсы Levi Strauss & Co., косухи |
|
|||
Поздние 1970-е Великобритания |
панк-рок с влиянием различных жанров поп-музыки |
Ramones, Buzzcocks, Blink-182, The Queers, The Offspring, NOFX, Sum41, Billy Talent |
Политика, взаимоотношения, секс, Off-color сортирный юмор, многое другое |
Косухи, Chuck Taylor All-Stars, trucker hats, neckties, и другие элементы панк культуры |
|
|
середина 1980-х, американской панк-хардкор |
Диапазон стилей панк |
God Is My Co-Pilot, The Dicks, Pansy Division, Team Dresch, Limp Wrist, |
Гомосексуализм, права секс-меньшинств, Štefan ml. |
Сходство с хардкор-панком |
|
|
панк под влиянием альтернативного рока |
Феминизм, права женщин в современном обществе, параллели с queercore |
|
||||
Скам-панк |
1990-е, американской панк и хардкор shock rock художников, как Элис Купер |
Умышленно размытый и громкий звук, с низкой музыкальностью |
Transgressive art, темы секса, насилия, табуированные темы |
|
|
|
1980-е, Северная Америка и Великобритания |
Типичный панк-рок плюс духовые инструменты; влияние 2 Tone, хардкор-панк и поп-панк |
The Mighty Mighty Bosstones, Operation Ivy, Rancid, Kemuri, Distemper, Goldfinger, Less Than Jake |
антирасизм, единство (unity), личная лирика |
Смешение и влияние 2 Tone, поп-панк, хардкор-панк |
|
|
Ранние 1980-е, Калифорния, скейтбординг |
Сходство с хардкор-панком, поп-панком и ска-панком; появление динамичного жанра на их основе — скейт-панк |
JFA, Big Boys, Drunk Injuns, Septic Death, Diesel Boy, Good Riddance. Offspring |
анти-авторитаризм, экстремальный спорт |
Sagging clothes, одеждаскейтеров, trucker hats |
|
|
Сёрф-панк |
1980-е, Калифорния, хардкор-панк |
Agent Orange, and others led the way for the surf punk movement. |
Окружающия среда, Океан |
Одежда различная, но большинство носят короткие стрижки, короткие шорты и скейтерскую обувь. |
|
|
1980-е Великобритания |
Элементы Oi! и хардкора; убыстренный саунд |
Рабочий класс, темы бедных районов; политика |
Стиль британских панков 1980-х |
|
||
Советский панк |
1980-е, СССР |
Грязная, шумовая музыка. Социальные, антитоталитарные тексты |
Посев, СПиД, Автоматические удовлетворители, Объект насмешек, Коммунизм, Сектор газа, Гражданская Оборона, Чудо-Юдо, Янка Дягилева |
Протест против советского общества, навязывания способа мышления, морально-этических норм, взаимоотношений в обществе |
В зависимости от региона |
|
Субкультуры, вышедшие из панка
Некоторые субкультуры в начале были тесно связаны с панк-субкультурой, но в дальнейшем стали отдельным.
Субкультура |
Истоки |
Музыка |
Главные группы |
Идеология и Лирика |
Мода |
Поздние 1970-е, британский пост-панк и positive punk |
Фильмыужасов, macabre outlook and fascination with dark subjects |
Панк-мода, гот-мода |
|||
Поздние 1980-е, американский хардкор-панк и британский краст-панк |
Грайндкор и его производные |
Леворадикальные и анархические взгляды, смерть, секс, черная комедия |
Various, heavy metal fashion, anti-fashion etc |
||
Середина 1980-х, Сиэтл, Вашингтон |
Social alienation, angst, нигилизм, anti-sexism, anti-media, Поколение X |
Unkempt, flannel shirts, ripped jeans, long hair, Converse and Dr. Martens boots |
|||
Конец 1980-х/1990-е, straight edge |
Vegan Reich, Raid |
Авторитаризм, anti-abortion, heterosexism, веганизм, deep ecology, straight edge lifestyle. Many also have affiliation with Abrahamic religions, especially Islam and Rastafarianism. |
Разный стиль, в основном тип одежды панк-хардкорщиков |
||
Середина 1980-х, США, Великобритания |
Альтернативный рок, Garage Punk, экспериментал, glitch, пауэр-поп |
Независимыелейблы, regional diversity, grassroots fanbases |
Various styles |
||
Поздние 1970-е, Великобритания |
Influences from 1960s mod-related genres; 1970s punk and pop punk; power pop |
Aestheticism, narcissism, escapism (dancing), youth issues, working class populism |
Suits, military parkas, Fred Perry and Ben Sherman shirts |
||
Середина 1970-х, Нью-Йорк, прото-панк |
Новая волна |
Более поп-ориентировано |
More mainstream punk styles, suits, pop art influences |
||
Конец 1970-х, США; начало 1980-х, Великобритания |
Смесь из панк-рока и рокабилли, вместо бас-гитары используется контрабас |
Рокабилли, темы из фильмов ужасов и научной фантастики |
Косухи, джинсы, татуировки, стиль 50-х годов |
||
1980-е, вашингтонский хардкор |
Хардкор, heavy metal, metalcore, Hip-Hop some indie rock and Emo |
Полный отказ от наркотиков, алкоголя, табака, разборчивость в половых связях, |
Athletic apparel, camouflage shorts, знаки X на тыльной стороне ладони |
||
Конец 1990-х, хардкор (имя взято из книги The Taqwacores) |
Быстрый и тяжелый панк\метал |
Islamism, progressive and more syncretic forms of Islam (such as the MKO, who follow a syncretic hybrid of Marxism and Islam, for example) |
Varies, but Hardcore fashion or even traditional Islamic dress with punk influences are common |