Рэперы и моды

Рэпперы (реперы, репера), хип-хоп

Пришло то время, когда пора рассказать о том, что же все таки такое хип-хоп культура. Культура - рожденная на пыльных улицах больших городов, среди высотных домов, многочисленных заводов рабочих кварталов, шумящих автотрасс, атомных реакторов и прочего пейзажа современного урбана. Хочу рассказать об истории хипхопа и развитие составных этой культуры.Хип-хоп, что же всё-таки значит это так часто произносимое в молодежных кругах слово?
Нельзя говорить о хип-хопе как о стиле музыки или о стиле одежды, хип-хоп - это стиль жизни! Это стиль жизни тысяч молодых людей нового поколения, людей, слушающих электро, рэп и другие прогрессивные музыкальные направления, носящих широкие штаны и шапку (не обязательно) в любое время года, танцующих би-боинг (брейк-данс) на улице, рисующих граффити, увлекающихся экстремальным спортом, катающихся на агрессивных роликах и сноубордах, тусующихся в ночных клубах. В этой же статье рассказ пойдет об истории развития основных хип-хоп ветвей, таких как музыка, граффити, би-боинг и экстрим. Не поспоришь с тем, что в основе любой молодежной культуры, лежит музыка.

ХИП-ХОП МУЗЫКА


В середине 70-х годов, как способ самовыражения малообеспеченных рабочих слоев населения, на улицах черных кварталов Нью-Йорка впервые зазвучала новая, абсолютно революционная музыка. Самой отличительной особенностью нового поколения музыки явился ломаный бит - создаваемый Dj`s (ди-джеями) с помощью вертушек и электронного оборудования, и наличие вокала, что тогда для винило-электронной музыки было очень редко. Вокал как правило был представлен такими людьми, как MC (эм-си). MC очень быстро изменились и внедрились во всю клубную среду, но их истоки остались неизменными. MC-люди, выросшие в городах и впитавшие всю противоречивую атмосферу урбана. Своими речами эти "певцы" рэпа ставили вопрос всему обществу о том, куда же всё-таки этот мир катится и в какую дыру он уже попал. Рэп появился изначально как танцевальная музыка и был очень хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. Композиция Sugarhill Gang "Rapper's delight" доказала всему миру, что хип-хоп - это не просто очередное увлечение городской молодежи, но серьезное музыкальное движение, которое достойно находится на нише общемировой музыки наряду с роком и классикой. Когда мы говорим о хип-хопе в начале его развития, то мы подразумеваем рэп. И это верно. Началом всего хопового движения явился именно рэп, который и стал истоком той культуры, представителей которой мы видим на улице каждый день и частично сами ими являемся. Одной из культовых групп начала хип-хоп движения стал коллектив Public Enemy, которому удалось поднять рэп музыку до небывалых вершин. Но всё равно несмотря на те старания, которые прикладывали некоторые индивидуумы хип-хоп музыка оставалась андэграундной до середины 80-х годов. Специальные хоповые радио передачи были редки, а по телевидению вообще ничего интересного не было. В конце 80-х годов хип-хоп музыка начала постепенно выползать из подземелья одновременно с появлением таких групп как Beastie Boys. Можно сказать что именно такие группы и подняли хип-хоп на первые строчки хит-парадов. В начале 90-х рэп музыка начинает коммерциализироваться, что и повело за собой всю остальную хоповую культуру. Такие люди и группы как 2Pac, Wu Tang, Puff Daddy, Will Smith, Basta Rhymes, явились следующим поколением в рэпе. В это же время появляется много молодых коллективов, стремящихся своей музыкой заработать себе славу и деньги. Тогда же это музыкальное направление разделилось ещё на два стиля: первый - собственно рэп, второй - настоящий хип-хоп, который преимущественно являлся музыкой с ломаными битами, но без вокала, с часто используемыми инструментальными наигрышами. Разделился так же и стиль жизни на старую школу (old school) и новую (new school). Соответственно те кто придерживался старой хип-хоп музыки (Africa Bambaata, James Brown) и новой (Tupac, Puff Daddy). Но постепенно эти различия пропали и сейчас всё встало на свои места. Но это всё на западе. А что же творится и творилось в нашей стране с середины 80-х и до конца второго тысячелетия? У нас же всё начиналось с нелегальных кассет, которые различными путями завозились в тогда ещё СССР из стран зарубежья. В основном хип-хоп был недоступен рядовому слушателю из-за неимения оного в стране. Шатко валко хоповая культура набирала обороты, пока в 97-98-м в Москве и Питере не произошел бум. Открылись многочисленные школы для би-боев (брэйктанцоров), проходили в огромных количествах хип-хоп фестивали и московская молодежь всё больше и больше затянулась в мир хип-хопа. Но основная проблема по прежнему за качеством исполнения, музыки и текста. Среди Русских рэп музыкантов особенно выделились несколько групп, таких как "Bad Ballance", "Легальный бизнес", "Дерево жизни" "Big Black Boots", "White Hot Ice", "Master Spensor", "Kasta" и ещё несколько как московских так и питерских команд. Расползание хипхоп культуры медленно но верно начинает покрывать территорию нашей необъятной страны, несмотря на то что многое стремиться помещать этому, а именно: нацисто-рассистские взгляды, консерватизм и субъективность российского населения и очень большая территория

ГРАФФИТИ - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, незаконно нанесённая на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Это слово имеет греческие корни и переводится как рисование или царапанье на плоской поверхности. Главным образом, это относится к древнеримским настенным надписям и рисункам, которые также были обнаружены во времена средневековой античности. Граффити включает в себя множество стилей и имеет большой спектр цветовых оттенков. Его наносят на любую плоскую поверхность, используя специальные баллоны с краской и еще кучу всяких приспособлений, необходимых для достижения нужного результата в процессе работы любого граффитчика (Приспособления такие как кепы (см. словарь), трубочки для смешивания красок и прочее). какова же причина появления этих произведений? Возможно, в самовыражении людей, их создающих. Ведь многие из этих "шедевров" содержат в себе тонкий философский смысл и являются своеобразным проводником в мире человеческих отношений. Граффити - это одно из самых уникальных урбанистических направлений в Хип-Хоп культуре. Это прежде всего искусство, с богатым прошлым и, несомненно, светлым будущим. Как и многое другое, граффити родилось в Америке. Началось все с ниписания своего имени (или имени своего любимого животного :). Далее начали появлятся простенькие рисунки, но никого не интерисовали темы рисунков, больше всего прикалывал адреналин от рисования в стремных местах. В это-же время появляется такое направление как бомбежка. Бомбежка, это незаконное нанесение изображений (надписей, рисунков) на стенки, домов, вагонов, метро, автотранспорта и так далее. В Москве и Питере, первая бомба метро была произведена году в 97-98. Банды New Yorka (NY) придумали графитками помечать свою территорию, предупреждая тем самым незадачливых прохожих. Самое хорошое в этом было то ,что смысловые рисунки терялись в волне бомбинга захлестнувшего Америку, и не посвященный в смысл символов и росписей не понимал в чем тут дело. Часть графитчиков начала работать на преступные группировки (если верить hiphop.de). Причем все старались подмять под себя лучших художников. Начинается эпоха Style War. Из-за того, что многие хорошие стены (широкие чистые поверхности, на виду у всех) уже забиты, происходит перераспределение и многие работы не живут более недели. Время шло и граффити принимало цивилизованные черты появлялись один за другим такие шрифты как Bomb, FX, Wild Style. Идеология художников медленно менялась от быстрых налетов к более размереному рисунку с филигранной техникой. Появляются первые легальные стены. Начинается коммерцелизация граффити, благодаря чему многие худажники покидают улицу и открывают свои галереи. В это время и снимается культовый фильм Style Wars. В середине 80-х мода на искуство проходит и ряды графитчиков сильно редеют. Вторая волна популярности берет свое начало с приходом 90-х. Большое количество графитчиков снова приходит на улицы и все начинается по новой но уже на более высоком уровне. Как, не обидно, но мы уже смирились с тем, что в Россию, все приходит с сильным запозданием, та же ситуация и с граффити, когда в Америке и Европе, после бурных бомбежек (кто ездил, тот видел разбомбленные стены), граффити начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только зарождалось на пещерном уровне. И не удивительно то, что все это было (и во многом остается) нелегально, вы можете себе представить что бы сделали с человеком расписывающим, автобус - в доперестроечные времена? На сегодняшний день, в России уже существует большое колличество команд, хорошо занимающихся граффити (из них около 70 в Москве и Питере). Назову несколько, на мой взгляд, самых известных команд: Moby Crew, BFG Team, Uptown Moscow Crew, Depict Crew, SPP Crew, STC, GZ Crew. Существуют конечно и райтеры одиночки, но они как правило не выдерживают конкуренции среди мощных команд, и рано или поздно воссоединяются в команды, или просто прекращаю заниматься граффити (настоящий райтер, так же как и брейкер, никогда не бросит свое дело, если конечно не будет причин. Примечание автора).

БРЕЙКДАНС


ОДНОЙ из составных частей Хип-Хоп культуры является танец "Брейкинг", положивший начало многим танцевальным направлениям, позднее влившихся и дополнивших Хип-Хоп культуру. Стили и направления, открытые именно Хип-Хоп культурой, сейчас широко используют такие американские звезды поп-музыки как Мадонна, Майкл Джэксон, Пола Абдул и другие. В конце шестидесятых,начале семидесятых годов появились люди, которые стали своеобразно двигаться под музыку. Первая форма танца "Брэйкинг" называлась "get on the Good Foot" и танцевал ее сам Джэеймс Браун. "Good Foot" был единственным танцем, в котором люди стали сочетать падение на землю с элементами вращения. Однако, эта форма танца просуществовала не так долго. За дело взялись неистовые пуэрториканцы (Rock Steady Crew), привнесшие в танец пластичность и обогатившие его акробатическими номерами. Би-Боинг или просто "Брейкинг" - это сугубо танцевальное ответвление в хип-хоп культуре. Брейкинг делиться на Нижний и Верхний. Нижний брейкинг требует не только навыков, но и хорошей физическо-акрабатической подготовки. Его составными частями являются: top или up rock (означают перемещение с ноги на ногу, перед тем как зайти на нижний элемент), footwork (так называемые забеги), spining moves или power moves (крученые элементы и связки между ними) и, наконец freeze (фиксация положения тела при выполнении определённого элемента). В отличие от нижнего брейкинга, верхний брейк больше требует пластичности и умения танцевать, чем физической подготовки, т.е. физические нагрузки в верхнем брейкинге, гораздо ниже. Верхний брейк включает в себя Electrik Boogie (Иммитирование робота и.т.д.) и Pop Loking (Ближе к классическому дискотечному танцу, но с резкими, оригинальными фиксациями, рук, ног, всего туловища). Би-Боинг зародился в Бронксе, в одном из районов Нью-Йорка. Изощренный в своих формах, он живет и по сей день, привлекая зрителей необычностью и зажигательностью. Название "Брэйк Дэнс" появляетс позднее, в начале 80-х годов. Название "Би-бойз" было придумано знаменитым Dj Кул Джей Херком, отцом Рэп музыки, в начале 70-х годов, который часто крутил пластинки на разных уличных тусовках. "Би-бойз" или "Брэйк бойз" не только "танцующие парни под ломанные ритмы", это понятие нужно рассматривать намного шире: "крутые парни", умеющие давать отпор разбирающиеся во всем, что касается РЭП музыки и Хип-Хоп культуры в целом. Нельзя сказать однозначно, как развивался(до сих пор развивается) брейк-данс в России, но с уверенностью можно заявить, что сегодня скорость его развития в сотни раз быстрее чем скажем 10 лет назад, вообще брейку в Росси порядка 10 лет и есть, тогда же появились и первые команды, такие как Da Boogie Crew, Jam Style Crew, B-People. Сейчас же ситуация поменялась коренным образом, появилось масса новых(и не очень) брейк-данс коллективов, таких как Good Foot, Urban Action Crew, Big Street Brothers Crew, Jet Force Crew, Lemon Crew, MCJ Crew, Moscow-city breakers и другие. Сейчас стало много би-бой школ, а следовательно и би-боев одиночек, о них как правило никто не знает, так как они не выдерживают конкуренции с командами. Достаточно часто стали устраиваться дружественные встречи би-боев (джемы), все свои проблемы би-бои решают с помощь брейкерских поединков(battle). В настоящий момент, вы можете встретить би-боев на любом Хип-Хоп фестивале, почти в любом клубе, а летом просто на улице(в центре)

ПРИЧЕМ ТУТ ЭКСТРИМ? 


Скейт, роликовые коньки очень тесно связаны с хипхоп культурой, и можно даже сказать являются ее неотъемлемой частью, но тем не менее вопрос: относятся ли скейт и ролики к экстремальному спорту, до сих пор имеет много разногласий в ответах. Связывание хипхопа и экстремального спорта, уже вошло в традицию, потому, что как правило люди хипхопа, подвижны и неконсервативны, что способствует их повальному влечению к новым ощущениям. Такие ощущения дает экстремальный спорт. Слово эктрим произошло от английского extreme, что означает "крайний". Видов экстремального спорта, огромное количесто и перечислить все невозможно, тем более что любая деятельность человека, может быть экстремальной. Основными видами экстремального спорта считаются: сноуборд, скейт, ролики, парашют, скалолазание, альпинизм, параплан, серфинг, горный велосипед (bmx), спелеология, водные сплавы, скайсерфинг, горные лыжи.

     Моды (муды, модники)

 

Когда расцветшая послевоенная экономика Англии дала молодым людям рабочие места - это создало класс - класс молодых людей, зарабатывавших приличные деньги физическим трудом (это были заводы, ремонтные мастерские - в общем не работа клерков). Но все связано в экономике, и новые предприятия породили немало рабочих мест и для "белых воротничков" - клерков, менеджеров и т.д. Молодые люди, пришедшие на эти места, были лучше образованы и более "современны" - они слушали "прогрессивную" музыку, носили модную одежду, ездили на защищающих их от грязи и не оставляющих масляных пятен на одежде скутерах и т.д. и т.п. Это были, в основном, городские жители, начиная с тинейджеров. Рокеры - все оставалось в силе - эти ребята были "попроще". Кожа - защита от погоды, падений и масла (когда первые японские мотоциклы прошли тесты у английских мотожурналистов, один из них с восторгом написал, что после поездки на его брюках не было ни одного масляного пятна!). Музыка - рок-н-ролл, рокабилли. Разговоры - грубоваты, образование - невысокое. В общем, это были наследники "тедди бойз", тогда как модов можно назвать наследниками "денди". Да и жило большинство рокеров в пригородах, маленьких городках или деревеньках. Все предпосылки для стычек были под рукой. И главной причиной стали не классовые отличия, но отчасти порожденные ими культурные и эстетические противоречия. Это не было классовым противостоянием - это было противостояние, порожденное конфликтом между новой волной молодежи с новыми ценностями и теми, кто "взбунтовался" раньше на несколько лет. Но ни те ни другие не были "представителями зла". Просто их разделяло слишком много, и это не могло не вызвать противоречий. Рокеры считали Модов снобами и сопляками. Моды считали Рокеров устаревшими и чумазыми. В общем - сосуществовать мирно было трудно. Так родилась (в основном благодаря прессе и кино, но об этом позже ) легенда о Модах против Рокеров Рождение Mods (от Modernists).Трудно сказать когда началось это противостояние. Рокеры, как субкультура, существовали еще до начала 60-х. Модов "заметили" в прессе в 1962-м. В этом году экономика Англии переживала второй с послевоенных времен бум. Естественно, этот бум повлек за собой и культурный бум. Новая музыка, новые идеи, новое "молодежное" средство передвижения - Веспа или Ламбретта - все это было идеальной сценой для нового движения. И Моды были на самом гребне этой волны. Итак, как выглядели и чем жили эти ребята. Основныеинтересы: Музыка: modern jazz,The Who, Small Faces, The Jam, The Yardbirds. Одежда: модная молодежная одежда (псевдовоенный стиль, пончо, короткие плащи, теннисные рубашки, армейские ботинки, мокасины - все яркое и недешевое ). Чрезвычайно популярными были бесформенные армейские куртки-парки. Они прекрасно защищали от непогоды и не стесняли в выборе того, что одевалось под них. Транспорт: итальянские мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанная иногда десятками хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с белыми полосами. Скутер мода обычно был надраен до зеркального блеска, но не отличался функциональным тюнингом. Группы: Асы - элита, самые передовые, образованные и бесспорно признаваемые лидерами движения Модс. Ну и Тикетс - в основном тинейджеры, весьма агрессивные, подогретые амфитаминами, не отличающиеся большой фантазией и практически идущие по следам Асов - как считают сами моды - немного ближе к рабочему классу. Места встреч: у Асов это серьезные музыкальные клубы, где играла интересная и новая музыка прежде всего. У Тикетсов - дэнсинг-холлы и ночные клубы, в основном в Восточном Лондоне. Поведение: Модс были моложе и, как результат - агрессивнее чем Рокеры. Моды в массе были младше (до 20 лет), в то время как рокеры в 60-х были в основном 21-25 лет. Выкидные ножи были довольно популярны у модов. К тому же они нашивали рыболовные крючки на отвороты своих пальто - в драке хватание за отвороты воротника было опасным. Большая часть потасовок инициировалась именно Модс, как это ни парадоксально. Рокеры были больше увлечены тем, как "сделать тон" (100 миль в час, причем исключительно в темное время суток и в плохую погоду), переделкой мотоцикла и гонками от светофора к светофору между кафе. Практически все серьезные стычки происходили "на выезде". По субботам и так называемым "bank holiday" Моды и Рокеры выезжали (не слишком отличаясь от большой части Англии) на побережье - в Маргет, Брайтон или Клэктон. В тех ситуациях, когда такие массовые выезды сталкивались друг с другом - возникала драка. Странно то, что особо крупных стычек все же не происходило. Обычные же жители прибрежных городов в это не вовлекались и в стычках этих не страдали. Страдали в основном навесы и столики на пляжах. Моральная паника. Англия 60-х породила массу молодежных движений. Тем не менее английское общество оставалось в массе своей обществом склонным к традиционализму и неким "моральным устоям". Именно это общество крайне негативно отреагировало на Модов и Рокеров,не различая и не разделяя их. В этих движениях английские обыватели увидели опасность разрушения привычной морали. Пресса сыграла в этом одну из решающих ролей. Описывая рокеров (уже привычно позиционированных как "bad guys" ) и модов, английские газеты создавали не просто образ непривычного социального явления, но образ угрозы английской морали и жизненным устоям. Это, в свою очередь, эскалировало негативное отношение со стороны обывателей, полиции и правительства. 17 мая 1964 года был одним из "bank holidays". Как всегда многие англичане решили провести этот день на побережье - погода обещала быть хорошей. По странному стечению обстоятельств (это не было никоим образом запланировано)одновременно огромное количество модов и Рокеров решили провести этот день в Брайтоне. Естественно столкновение было неминуемо. Согласно свидетельствам очевидцев и ныне пожилых бывших модов и рокеров - начали все именно Моды. В городе их собралось огромное количество. В какой-то момент (никто уже не может сказать, что было исходной причиной)моды, вооружившись камнями с пляжа бросились "охотиться" на рокеров. Две довольно большие группы модов и рокеров (хотя справедливости ради - надо отметить, что модов было НАМНОГО больше) столкнулись в массовой драке на пляже в Брайтоне. Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы Брайтона. Спешно собранные около 100 полицейских были не в состоянии остановить столкновения. В конце концов враждующие стороны были разогнаны, более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом, старательно раздутым прессой. Однако никто не был убит, огнестрельное оружие на применялось, и скандал не так долго продержался на первых полосах газет. Но ярлык был приклеен навсегда. Причем без разделения на рокеров и модов. Судья, который вел процесс, назвал участников этих беспорядков "Опилочными Цезарями" - трудно сказать, что это означает для англичан, но смысл понятен. Термин прижился и прочно засел в мозгах рядового англичанина. Этот инцидент был и остается самым известным эпизодом в истории Модов и Рокеров, причем не из-за серьезности реальных событий, а из-за освещения прессой и, прежде всего, из-за фильма , снятого в 1979 году "Quadrophenia" (напоминает историю с беспорядками в Холлистере, не правда ли?). Этот фильм по сей день является культовым для англичан, и прежде всего, для жителей Брайтона. Для туристов проводятся туры по истории "битвы" в Брайтоне и местам съемок фильма. Удивительно то, что гораздо более серьезный инцидент, имевший место в пасхальное воскресенье того же 1964 года в Клэктоне, привлек меньше внимания. Этот инцидент считается первым официально зафиксированным массовым столкновением Модов и Рокеров. Две изрядные группы, столкнувшиеся "на выезде" устроили массовую драку, используя в качестве оружия пляжные зонты. Пострадало немало окон в ближайших домах, и 97 человек было арестовано. Газеты вышли с заголовками "День террора группы скутеристов" (Дэйли Телеграф) и "Дикари вторглись на побережье - 97 арестов" (Дэйли Миррор ). Но об этой истории не сняли фильм - и она канула в лету. Новое поколение. Первыми ушли рокеры. Это был естественный процесс - и Моды тоже продержались недолго. К 1966 году их движение просто стало неинтересным новой молодежи - пришли хиппи. Моды ушли в прошлое, оставив о себе экскурсию по местам "большой Брайтонской битвы", фильм "Quadrophenia" и новый термин "паника морали". Собственно термин появился только в 1987 году - после опубликования исследований социолога Коэна, который строил свою теорию, наблюдая стычки рокеров и модов, а фильм в 1979 - но герои и того и другого были все еще узнаваемы. Странно сложилась судьба тех из Модов, кто в их собственной классификации стоял на нижней ступеньке философии и эстетики движения. Они постепенно трансформировались - появились ботинки Доктор Мартинс, раньше коротко стриженые волосы стали просто сбриваться, к модовским армейским курткам добавились элементы одежды молодежи из рабочих классов. Они сохранили некоторые из базовых аттрибутов модов - музыку, джинсы Levi's, спортивную одежду Fred Perry - но это пожалуй и все. Так возникли скинхэды. Но по сей день уже пожилые люди - бывшие Моды и Рокеры устраивают "re-unions" в местах, где прошла их бурная молодость. Оплотом бывших Рокеров было и остается легендарное "Ace Cafe" в Лондоне - это кафе превратилось в исторический центр. Там вы можете не только выпить кофе или пива в аутентичной обстановке, но и купить классическую рокерскую мотоодежду и аксессуары, обменяться технической информацией или найти недостающую деталь к любовно восстанавливаемуму Триумфу или Нортону. Там же проводятся регулярные официальные "re-unions" рокеров и там же начинаются их мотопробеги. Для Модов подобные места сосредоточены по географическому расположению. В Брайтоне можно зайти в магазин Jump the Gun и приобрести аутентичную одежду и аксессуары Модов. Регулярные "re-unions" происходят в основном в тех же кафе, где собирались когда-то, но все это приобрело характер клубов любителей классических скутеров, а не встречи модов.